25 сентября в пресс-центре МИА «Россия сегодня», в преддверии утверждения Правительством Стратегии иммунопрофилактики инфекционных болезней до 2035 года (далее - Стратегия), состоялась экспертная онлайн-дискуссия «Культура и система вакцинопрофилактики: фокус развития в условиях глобальных вызовов».

Основными темами стали развитие системы планирования и исполнения мероприятий иммунопрофилактики наряду с повышением приверженности граждан вакцинации. В обсуждении приняли участие представители Совета Федерации и Государственной думы, эксперты Минздрава, Роспотребнадзора, представители фарминдустрии.

«Профилактика инфекционных болезней, как и любая система, основана на планировании, организации, исполнении и контроле, - отметил модератор дискуссии, исполнительный директор платформы «Эффективное здравоохранение» и советник проректора РАНХиГС Александр Плакида, - однако красной линией дискуссии я вижу именно вопрос культуры вакцинации как фокуса стратегического развития всей системы».

О развитии национального календаря профилактических прививок (НКПП) подробно рассказал главный внештатный специалист Минздрава России по инфекционным заболеваниям Владимир Чуланов. Он особо отметил межведомственное взаимодействие, в которое вовлечены представители Роспотребнадзора, Росздравнадзора, Минпромторга и ведущие профильные специалисты. В результате совместной работы был подготовлен проект Стратегии.

Приоритетными направлениями совершенствования НКПП выступают универсальное применение инактивированной полиомиелитной вакцины, обеспечение вакцинации всех детей против гемофильной инфекции типа B, прививки против ротавирусной инфекции, вируса папилломы человека (далее - ВПЧ), ветряной оспы, менингококковой инфекции и ревакцинации против коклюша, четырехвалентной вакцины против гриппа. Задачами Стратегии также являются обеспечение наличия и доступности качественных вакцин, фармакоэкономические исследования, бюджетное планирование и повышение приверженности иммунопрофилактике.

Депутат Государственной Думы Айрат Фаррахов сделал акцент на обеспечении планирования иммунопрофилактики. Согласно заявлению Фаррахова, на сегодняшний день законодательное регулирование способно многое сделать для повышения доверия граждан к вакцинации. Эксперт также указал на то, что в бюджет прошлых лет было заложено увеличение расходов на вакцинопрофилактику. Он также высказал уверенность, что параметры которого сохранятся в 2021 году и плановом периоде.

По мнению заместителя директора Центрального НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Александра Горелова, остро назрел вопрос принятия Национального календаря прививок для взрослого населения и мониторинга поствакцинального статуса. Президент Союза педиатров России и член Рабочей группы экспертов по вопросам иммунопрофилактики инфекционных болезней при Минздраве Лейла Намазова-Баранова поддержала тезис о развитии НКПП за счет расширения списка инфекций, против которых вакцинируют граждан РФ, возрастных и профессиональных групп, например, медработников, не включенных в группы риска по пневмококковой инфекции. Эксперт также высказалась за повышение оперативности внесения изменений в план вакцинации с учетом эпидемиологических вызовов.

Генеральный менеджер бизнес-подразделения Санофи Пастер Евразийского региона Фредерик Жумель отметил важность партнерства между государством, бизнесом, экспертными группами и обществом по вопросам развития системы иммунопрофилактики. Основной целью этого партнерства должно быть здоровье детей, как основная инвестиция в будущее нации. В частности, особое внимание эксперт уделил вопросам поставок вакцин с учетом возможности долгосрочного планирования. Реализация данного инструмента позволит обеспечить бесперебойность поставок и своевременность вакцинопрофилактики. По его словам, в контексте решения стратегических задач в области здравоохранения практика реализации долгосрочных контрактов позитивно сказывается на своевременности производства необходимого количества вакцин и обеспечение устойчивости поставок. Использование современных многокомпонентных комбинированных вакцин позволяет увеличить охват прививками населения и эффективно контролировать инфекционную заболеваемость, а также позволяет сократить количество инъекций и количество посещений лечебных учреждений, что особенно важно в условиях пандемии.

По мнению президента «НАНОЛЕК» Владимира Христенко, пандемия коронавируса позволила поднять системные вопросы реагирования и планирования: «Чем ответственнее мы будем подходить к планированию, тем проще нам будет реагировать на вызовы. От момента возникновения идеи, при наличии технологии, до внедрения в рутинную производственную практику (если говорить про вакцину), обычно проходит минимум 5 лет. А в экстремальных случаях планирование становится критическим процессом. В данной ситуации может помочь создание дорожной карты по развитию индустрии производства вакцин - документа практического характера, в котором был бы прописан горизонт включения в НКПП по каждой инфекции. Это обеспечит стабильность системы и ее максимально прозрачное планирование».

В развитие данного тезиса советник по науке компании «Нацимбио» Антон Катлинский привел расчеты на основе данных ВОЗ, согласно которым без планирования в горизонте 5-7 лет гарантировать достаточность объемов производства и доступность вакцин невозможно: «Чтобы выйти на принципиально новые производственные объемы в России и модернизировать НКПП у производителей должна быть договоренность с основным заказчиком – государством о долгосрочном сотрудничестве и гарантии сбыта на период от пяти и больше лет»

Продолжая тему долгосрочного сотрудничества, первый заместитель гендиректора биофармацевтического предприятия «ФОРТ» Андрей Ломакин рассказал о совместном проекте с компанией MSD: «В 2019 году мы договорились о развитии совместного проекта по локализации производства вакцин для профилактики ротавирусной инфекции, ветряной оспы и ВПЧ на мощностях завода «ФОРТ». В ходе его реализации мы проводим модернизацию и увеличиваем производственные мощности для того, чтобы уже в ближайшие несколько лет начать поставки на рынок современных вакцин, доказавших свою эффективность и безопасность во всем мире».

Говоря о культуре вакцинации, нельзя не отметить новый виток спекуляций вокруг иммунизации.

На сайте Минздрава скоро будет создан специальный раздел о вакцинации.  Наличие такого ресурса очень важно для информирования граждан. По словам Владимира Чуланова, к развитию этого канала коммуникации планируется привлечь рабочую группы по вопросам иммунопрофилактики инфекционных болезней, независимый экспертный совет Союза экспертов в сфере иммунопрофилактики, представителей фармкомпаний. В планах также проведение исследования о причинах существующей в обществе настороженности по отношению к вакцинам.

Представитель Совета Федерации Татьяна Кусайко обратила внимание на важность информирования всех возрастных групп, поскольку формирование культуры вакцинопрофилактики начинается с детского возраста, в чем немалую роль играет информированность родителей. Исследование «Идеальный календарь: развитие программы иммунизации как приоритет общественного здравоохранения» выявило, что ключевой группой, которая влияет на принятие решения о вакцинации являются врачи. Участники дискуссии также пришли к единому мнению о необходимости пересмотра образовательных стандартов для врачей, чтобы главным источником информации об аспектах и важности вакцинации выступали именно компетентные специалисты.

По поводу ответственности за распространение недостоверной информации о вакцинации депутат Госдумы Айрат Фаррахов отметил, что такую ответственность должен нести как источник информации, так и размещающие ее ресурсы. При этом, по словам Фаррахова, важно не скатиться к цензуре, обеспечить открытость дискуссии, в том числе, о возможных поствакцинальных реакциях.

Комментируя основные направления развития Стратегии, экспертами были сделаны следующие выводы:

·       В рамках планирования мероприятий иммунопрофилактики механизм долгосрочных контрактов является гарантией своевременности поставок вакцин в необходимых объемах.

·       Необходимо ускорить процесс внесения изменений в НКПП для оперативной реакции на эпидемиологические вызовы и определить единый порядок обоснования решений о внесении таких изменений.

·       Граждане должны получить простой доступ к проверенной и объективной информации об иммунопрофилактике. При этом возможность проводить разъяснительную работу должны иметь только компетентные медицинские работники.

·       Внедрение механизмов цифрового учета поможет упростить учет, сбор и анализ данных об охвате и динамике мероприятий иммунопрофилактики и поствакцинального наблюдения.

·       Профилактика инфекционных заболеваний выступает одной их приоритетных целей в сфере обеспечения здоровья граждан. Необходимо рассмотреть вопрос об ответственности за распространение недостоверных негативных сведений о прививках, создающих риски для реализации программ профилактики.

·       Текущие параметры финансирования программы вакцинопрофилактики в рамках трехлетнего бюджета не должны сокращаться.